[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 30 апреля. . 92-93. С. 4.

Биркины.
История рода Биркиных.

                       Мордвинов А.

Без легенд.
Связь декабриста М.С.Лунина и Рязанского края.

                       Никитин А.

Рязанский историк И.В.Добролюбов.
Биография историка И.В.Добролюбова (1838-1905).

                       Толстов В.

"Рязанский вестник".
Несостоявшееся периодическое издание 1905 г.

                       Трибунский П.

Сват, брат и городовой магистрат...
Злоупотребления в Касимове в конце XVIII в.

                       Филиппов Д.

 

Без легенд

   Когда говорят о декабристах-рязанцах, первым, обычно, называют имя Михаила Сергеевича Лунина - выдающейся фигуры в истории русского свободомыслия. Масштаб личности, трагическая судьба и замечательное литературное наследие сделали Лунина в последние годы едва ли не самым почитаемым (и самым изучаемым!) среди декабристов. Изданы и прокомментированы все его сочинения, жизненному пути Лунина посвящены книги (С.Я.Гессен и М.С.Коган, С.Б.Окунь, Н.Я.Эйдельман), предметом изучения становилось его помещичье хозяйство (Б.Д.Греков). Добросовестно проштудировав весь этот внушительный объем литературы, читатель, однако, разведет руками: где же в биографии М.С.Лунина "рязанский след"?

Судите сами: будущий декабрист родился в 1787 г. в Петербурге (Лунин М.С. Письма из Сибири. М.. 1987. С. 302), владел имениями в Аткарском уезде Саратовской и в Кирсановском уезде Тамбовской губерний. Нет ни единого факта, свидетельствующего, что Михаил Сергеевич хотя бы проезжал через рязанскую землю. Откуда же черпают уверенность авторы многочисленных газетных статей о декабристе (то к юбилеям восстания декабристов и самого М.С. Лунина; теперь - к 200-летию А.С.Пушкина)? Ссылаться на источники в таких публикациях не принято, так что добраться до первопричины заблуждения нелегко. А речь идет именно о многолетнем, укоренившемся заблуждении - это ясно.

Думается, главную роль в формировании мифа сыграло существование в Шиловском районе Рязанской области села Лунина, а в нем - архитектурного памятника первой половины XIX в., известного под названием "Усадьба Луниных". В этом доме, по мнению весьма уважаемых авторов и "провел свое детство декабрист М.С.Лунин" (Вагнер Г.К., Чугунов С.В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980. С. 101).

Усадьба действительно существует, в ней теперь школа и не одно поколение учеников, читавших процитированные строки, пребывает в уверенности, что именно в этих стенах жил "друг Марса, Вакха и Венеры" Михаил Лунин.

Краеведы любят ссылаться, что сестра декабриста, Екатерина Сергеевна Уварова (1791 - 1868) владела имением в селе Большая Екатериновка (нынешнего Путятинского района), откуда вела переписку с сосланным в Сибирь братом. Правильно, владела. Даже построила там в 1858 г. церковь, сохранявшуюся в послереволюционное время, как сельский клуб и лишь недавно сгоревшую. Но, простите, причем здесь сам М.С.Лунин? С рязанскими адресатами переписывались и другие декабристы, например Е.П.Оболенский, но его никто не называет рязанцем.

Обратимся к фактам. Род Луниных обосновался на рязанской земле в 1514 г., когда их прародителю была пожалована Василием III деревня Туралева Старорязанского стана - нынешнее село Лунино. Дед декабриста, Михаил Киприанович (1712 - 1776), президент Вотчинной коллегии в 1760 - 1776 гг., оставил пятерым сыновьям крупное состояние. Родовое гнездо, Лунино (оно же Богородицкое), а также Задубровье и Старая Рязань, достались по разделу старшему брату, Александру Михайловичу (1745 - 1816).

Другое рязанское имение досталось второму сыну М.К.Лунина - Петру Михайловичу (1759 - 1822). Кстати, именно ему принадлежал знаменитый дом у Никитских ворот в Москве - ныне Музей искусства народов Востока. А похоронен генерал-поручик П.М.Лунин возле построенной на его средства церкви в селе Желудеве Шиловского района.

Отец декабриста, бригадир Сергей Михайлович Лунин (1760 - 1817) получил по разделу саратовское и тамбовское имения. Своим летним местопребыванием он сделал село Инжавино (Ржавинье), переименовав его в Сергиевское. Здесь-то и бывал в детстве Михаил Лунин, здесь он стал свидетелем смерти матери от неудачных родов в 1792 г.

А что же село Лунино с его усадьбой? По их истории существуют богатые источники. Владелец имения, генерал-поручик А.М. Лунин, управлявший до 1792 г. Полоцким наместничеством, а при Александре I ставший московским сенатором, оставил записки, которые довел до 1812 г. Мемуаристом оказался и его сын и наследник Николай Александрович (1789 - 1848), двоюродный брат декабриста, которому М.С.Лунин в 1819 г. завещал свои поместья (Часто встречающееся утверждение, будто декабрист завещал кузену именно село Лунино - явное недоразумение).

Все источники утверждают - судьба Михаила Сергеевича Лунина никак не пересекалась с историей рязанского села. Миф о декабристе надолго заслонил хоть и не столь масштабные, но по своему интересные фигуры А.М. и Н.А.Луниных, подменил реальную историю фантомной. И это далеко не безобидная краеведческая ошибка (вроде той, когда в 1925 г. в рязанской газете "Рабочий клич" поместили изображения пяти казненных декабристов, и вместо М.П. Бестужева-Рюмина читатели обнаружили портрет М.А.Бестужева, умершего, как известно, в 1871 г.). За ней кроется грех упрощенчества, готовность свести историческую панораму - всегда объемную, требующую кропотливого вглядывания и терпеливого постижения к легко усваиваемым плоскостным изображениям. В этих картинках не бывает полутонов и нюансов, в них действует ограниченный набор общеизвестных персонажей, и если попадается Лунин - то это непременно декабрист М.С.Лунин. Упрощенчество это детская болезнь краеведения.

Мифы легко творить, но трудно их разрушать. Люди неохотно расстаются с вещами, к которым успели привыкнуть. Особенно, если речь идет о суррогатах исторического знания...

Александр Никитин.