[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

Полный список выпусков

Рязанские ведомости.1998. 26 февраля. . 43-44. С. 4.

Немецкое? Переименовать!
Кампания по борьбе с "немецким засильем" в Рязанской губернии в годы Первой мировой войны.

                      Александров П.

Неистовый епископ Димитрий.
Биография епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (1865-1929).

                      Дмитриев М.

Дело Шефферлинга.
История финансовой аферы, связанной с Рязанской ученой архивной комиссией.

                     Толстов В.

Касимовские газеты.
Неудачные попытки открытия газет в Касимове в конце XIX в.

                      Трибунский П.

Лакейский "профсоюз".
История создания и функционирования "Бекбулатовского общества взаимной благотворительности касимовских татар".

                      Филиппов Д.

 

Неистовый епископ Димитрий

   Биография последнего перед Февральской революцией епископа Рязанского и Зарайского Димитрия до недавнего времени была неизвестна как специалистам, так и массовому читателю. Отдельные упоминания о епископе-"черносотенце" можно было встретить в исторических работах, но они скорее создавали искаженный, нежели реальный образ человека, управлявшего епархией с 1911 по 1917 год.

18 апреля ст. ст. 1865 года в семье священника Новгородской епархии Сперовского родился сын, нареченный при крещении именем Николай. Отец прочил сыну духовную карьеру, что и предопределило поступление последнего в Новгородскую духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь определились его научные пристрастия. Под руководством знаменитого знатока церковной археологии, профессора Н.В.Покровского Николай Сперовский написал курсовое сочинение "Старинные русские иконостасы (их происхождение и разбор иконографического содержания)". Труд студента был высоко оценен рецензентами и Совет академии наградил его премией имени В.И.Долотского. Саму работу было решено напечатать в журнале "Христианские чтения", что и было сделано в 1891-1893 гг. Раз выбрав предмет для изучения, Николай Сперовский на всю жизнь остался ему верен. Его последняя работа была опубликована в Рязани в 1914 году - "Древний дискос Новгородский в ризнице Почаевской Лавры".

В 1891 году Николай закончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем на кафедру "Обличительного богословия и истории и обличения русского раскола и сектантства" в родную Новгородскую семинарию. В Новгороде Сперовский женился, но неудачно: в 1893 году жена скончалась, а овдовевший преподаватель постригся в монахи с именем Димитрий. 3-го октября того же года Димитрия возвели в сан иеромонаха и направили инспектором во вновь открытую Кутаисскую духовную семинарию. Через два года он стал ректором семинарии и был возведен в сан архимандрита. Но долго в Кутаиси Димитрий не прослужил и уже в 1897 г. был переведен ректором в Новгородскую семинарию. Одновременно он стал настоятелем монастыря Антония Римлянина, в котором размещалась семинария. Карьера Димитрия пошла по нарастающей и в 1902 году его назначили викарным епископом Волынской епархии, в 1904 - Херсонской, а в 1907 году он занял самостоятельную Сухумскую кафедру. Здесь и застал его указ Святейшего Синода от 25 июля 1911 года о назначении епископом Рязанским и Зарайским.

Ко времени приезда нового епископа церковный строй в епархии значительно расшатался. Причинами называли влияние "духа времени", ожидание перемен, а также слабое воздействие руководства на рядовых священников. Новый владыка, будучи человеком строгих взглядов, ревнителем благочиния и убежденным монархистом стал активно бороться с распущенностью значительной части духовенства и злоупотреблениями на местах. Особенно Димитрий был строг к батюшкам, которые позволяли себе появляться в общественных местах "навеселе". Подобная деятельность создала епископу массу врагов среди духовных лиц. Не возлюбила владыку и прогрессивная рязанская интеллигенция. В своих проповедях, собиравших массу рязанцев, Димитрий проявлял крайнюю нетерпимость к немцам, евреям, громил с кафедры Государственную Думу. Как отмечало местное жандармское управление в донесении 1916 г.: "Димитрий своими крайне резкими проповедями гипнотизирует простонародье и восстанавливает против себя как пастыря церкви большую часть положительно настроенного населения г. Рязани".

Не был чужд епископ и политической деятельности. Как человек монархических взглядов он практически сразу по приезду в Рязань активно включился в избирательную кампанию в Государственную Думу IV-го созыва, агитируя за правых кандидатов. С этой целью Димитрий в 1912 году на страницах "Рязанских Епархиальных Ведомостей" опубликовал работу "О верховной власти вообще и о преимуществах самодержавия в особенности". Позже она вышла отдельным изданием.

В том же 1912 году под председательством Димитрия был создан губернский отдел Союза русского народа (обновленческого). Участвовал епископ и во всероссийских акциях монархистов. Так, в 1915 году в Петрограде собралось совещание представителей правых партий и организаций и правых деятелей, на котором Димитрий выступил с двумя докладами: о борьбе с Прогрессивным блоком и об обязанности духовенства руководить политическими воззрениями своей паствы. На закрытии совещания Димитрий отслужил благодарственный молебен.

Естественно, Февральскую революцию Димитрий встретил враждебно. Многие священники быстро "сориентировались" и уже на богослужении в воскресенье, 5 марта 1917 года, не упоминали лиц царствующего дома. Димитрий, как человек твердых убеждений, не захотел "ориентироваться" на новую власть и, произнося 5 марта проповедь в переполненном Успенском соборе, не стал давать оценку политическим событиям в стране, а говорил о том, о чем должен говорить духовный пастырь. Новая местная власть в лице Бюро Временного комитета общественных организаций выступила за устранение епископа с кафедры, а 14 марта единогласно подтвердил это решение в присутствии представителя обер-прокурора Синода. В ночь с 15 на 16 марта Димитрий отбыл в Петроград, где 20 марта обер-прокурор В.Н.Львов заставил его написать прошение об отставке. После этого опальный епископ уехал в Новгородскую епархию, где написал второе прошение об увольнении на покой. Это прошение было удовлетворено указом Синода от 14-17 июня 1917 года с назначением местопребывания Димитрию в Валдайском Иверском монастыре.

Советская власть долго не трогала епископа. Только в декабре 1922 г. он был административно выслан в Архангельскую губернию. Но Димитрий прожил там немного и вскоре получил назначение епископом в Старую Руссу. Здесь его застала кампания по изъятию церковных ценностей. Новому епископу удалось удержать паству от антиправительственных выступлений и уговорить отдать требуемое добровольно. Но местным властям не понравилась самостоятельность Димитрия, и вскоре он был арестован и отправлен на следствие в Москву. В столице ему удалось оправдаться, после чего он вернулся в епархию. Единственным ограничением для Димитрия стала необходимость еженедельно ходить на отметку в местный отдел ГПУ. В 1929 г. епископ вышел на покой и получил позволение уехать в Новгородскую губернию к сестре, где вскоре и скончался.

Михаил Дмитриев.