[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1998. 30 октября. . 210-211. С. 4.

О боярстве Ляпуновых.
Опровержение мифа о Ляпуновых как древнем рязанском боярском роде.

                       Азаков С.

И.А.Ильин и Рязанский край
Связь философа И.А.Ильина с Рязанщиной.

                       Боярченков В.

Мозаика.
Беженцы в Рязанской
губернии в годы Первой
мировой войны.

Митяй.
Биография духовника князя Дмитрия Ивановича Донского Митяя.

                       Мордвинов А.

Дворянское военное училище.
Попытка создания военного училища в Рязани в первой
трети XIX в.

                       Трибунский П.

Страсти вокруг головы.
Выборы касимовского городского головы в 1914 г.

                       Филиппов Д.

 

О боярстве Ляпуновых

   С родом Ляпуновых связана одна из ярчайших страниц истории Рязанско0го края. Времена, когда рязанцы целостной корпорацией играли столь важную роль в судьбе Русского государства, как в Смутное время, бывали нечасто. Фигура Прокопия Петровича Ляпунова была так значительна, что автоматически выдвинула весь род Ляпуновых в один из самых видных в Рязанском крае. В большинстве исторических трудов Ляпуновых называют среди боярских родов времен независимости княжества наряду с Измайовыми, Вердеревскими, Сунбуловыми, Кобяковыми, Коробьиными, Булгаковыми, десятилетиями олицетворявшими собой Рязанскую землю как ее виднейшие представители.

Между тем сами Ляпуновы никогда не претендовали на рязанское боярское происхождение. В ходе Смуты они, в лице Прокопия Ляпунова, ставшего думным дворянином, добились максимально возможного для нетитулованного русского дворянства. С другой стороны, род в эти годы понес большие потери. Ляпуновы указывали, что погибло девять их сородичей, в том числе и сам Прокопий Петрович. Стремясь закрепить достигнутое таким трудом и кровью положение в обществе, Ляпуновы попытались причислить свой род к Рюриковичам, князьям Галича-Мерьского. Но даже в этой сфальсифицированной родо-словной прапрадед Прокопия - Семен Иванович - прибыл в Рязанское княжество в последние годы его существования. До этого род находился якобы на службе у новгородских владык.

Первое упоминание предков Прокопия Ляпунова в документальных источниках относится к 1550-м годам. В это время велась "Дворовая тетрадь" - список состава государева двора царя Ивана IV. В ней среди так называемого "выбора" по Рязани записаны отец и дядя Прокопия - Иов и Петр Ляпуновы дети Ильина. В XVI в. фамилии у многих служилых людей по отечеству еще не сформировались. Вместо них использовалось "дедичество", то есть отчество отца того, или иного лица. Отца Иова и Петра звали Ляпун Ильин сын (Ильич). Сын Петра Ляпунова сына (Ляпуновича) - Прокопий, его родные и двоюродные братья использовали дедичество Ляпуновы. Оно впоследствии и закрепилось уже их детьми в качестве фамилии. Таким образом, Прокопий Петрович Ляпунов еще не был полноценным носителем соответствующей фамилии. Если бы традиция не прервалась, то его дети Владимир и Лев звались бы Прокофьевыми детьми Петрова. Такое происхождение фамильного прозвища Ляпуновых подтверждает и другой исторический источник - грамота 1560/61 г. В ней Иов и Петр Ляпуновы дети Ильина упоминаются как "послухи" (свидетели) совершенной сделки.

Но вернемся к первому документальному упоминанию Ильиных-Ляпуновых. Историк С.И.Сметанина, сравнивая известный по частным актам состав рязанского боярства с рязанской статьей "Дворовой тетради", обнаружила в ней потомков практически всех известных бояр. Состав боярской думы рязанских князей нам известен почти полностью, поскольку вновь обнаруженные документы уже не сообщают нам новых имен этого круга лиц. Предков Ляпуновых среди них не было. Значит вероятность того, что будет найдено подтверждение принадлежности к рязанскому боярству этого рода ничтожна мала. Более того, судя по всему, рязанская статья "Дворовой тетради" в изначальной своей части, без текущего обновления, была построена по иерархическому принципу, по степени знатности. А Иов и Петр Ляпуновы занимают в этой иерархии очень низкое, седьмое место от конца первоначального списка, что свидетельствует об их незнатном происхождении.

Карьера потомков верхушки рязанского княжества в составе администрации Русского государства складывалась по разному. Одни не без взлетов и падений удерживались на довольно высоком уровне. Другие роды к концу века пришли в заметный упадок, но в первые десятилетия после ликвидации независимости княжества их представители непременно встречались на страницах разрядных книг на воеводских должностях. Подавляющее большинство этих родов сохранило в своих архивах жалованные и кормленые грамоты русских государей первой половины XVI в.

Ни первого, ни второго нельзя сказать о Ляпуновых. Лишь под 1582/3 годом Петр Ляпунов упоминается в разрядах в качестве воеводы в Чебоксарах. То, что он назван по отчеству, а не по дедичеству - дополнительное свидетельство незнатности его происхождения. В это же время проявляется высокая со-циальная и "деловая" активность Ляпуновых. Кавычки здесь не случайны, ибо активность эта была криминального характера. Родной брат Прокопия - Александр - активно способствовал всесильному в последние годы царствования Ивана Грозного дьяку Андрею Шерефединову в насильном завладении им вотчиной рода Шиловских, селом Шилово. После смерти Грозного Ляпуновы были среди зачинщиков выступления против другого его временщика Богдана Бельского. В 1602/3 г. Захарий Петрович был уличен в незаконной торговле с донскими казаками. Тогда же наблюдается и карьерный рост Ляпуновых. В конце XVI - начале XVII в. Прокопий, Захарий и Григорий Петровичи появляются в боярских книгах среди дворян первых статей по Рязанскому уезду, становясь, наконец, по служебному положению ровней родам потомкам рязанского боярства. Таким образом, ясно видно поступательное движение рода от полной без-вестности в начале века к довольно высокому положению внутри корпорации рязанских детей боярских в его конце.

Но, пожалуй, главное отличие Ляпуновых от всех без исключения боярских рязанских родов заключается в отсутствии у первых родовых вотчин. Вотчинное землевладение было весьма консервативно, особенно в Рязанском крае, где на протяжении XVI в. была запрещена покупка вотчин служилыми людьми из других уездов. В то время как поместье часто переходило из рук в руки и из рода в род, вотчины, кроме случаев продажи и конфискации, передаваясь по наследству внутри рода. А во многих случаях утраты вотчин тем или иным родом прежних владельцев можно определить по данным писцовых книг, зачастую сообщавших о бывших хозяевах. В конце XVI в. в совокупном вотчинному владении рода Вердеревских было 5,25 сох (условная единица налогообложении пашни, в сохе от 2400 до 3000 га реальной пахотной земли), Измайловы чуть менее 5 сох. Вышедшие на политическую арену рязанского княжества в одно время с предполагаемым предком Ляпунова, Семеном Ивановичем, Кобяковы владели 1,8 сохи вотчинной земли. Занесенные в Дворцовую тетрадь строкой выше Ляпуновых Биркины - 1 сохой. Никогда ничем не выделявшийся, но несомненно древний Рязанский род Масловых - около полсохи. В то время как Ляпуновы - менее 0,3 сохи. Небольшой частью села, вероятно, купленной, владел Захарий Ляпунов. Чуть большей территорией обладал Григорий Ляпунов. Но это владение было получено им в приданное за женой, принадлежавшей к роду Каракодымовых. У остальных Ляпуновых таких земель не было. Нет в писцовых книгах сведений и об утраченных этим родом вотчинах. Что же ка-сается известного села Исады, которое считают исконным владением Ляпуновых, то оно было пожаловано Прокопию во время Смуты, а до того было государственным дворцовым селом.

Итак, учитывая, что документальных свидетельств о древнем боярском происхождении Ляпуновых нет, а наблюдения за их карьерой и землевладением свидетельствуют о незнатности этих дворян, упоминание этого рода в одном ряду с потомками рязанского боярства выглядит неправомерным.

Сергей Азаков.