[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 27августа. . 183-184. С. 4.

"Не надейся, попадья, на попа - найми казака".
Происхождение и социальный статус рязанских казаков.

                       Азовцев А.

"Имени Кокиных".
Благотворители и предприниматели Кокины.

                       Кусова И.

Еврейский погром в Рязани 1905 года.

                       Мираков М.,                        Трибунский П.

Уроки краеведения.
Юбилей рязанского краеведа В.Д.Дудкина (1929 г.р.).

                       Никитин А.

"Касимов... это что-то вроде русского Марбурга ..."
Б.Л.Пастернак в Касимове.

                       Чеснокова Т.,                        Филиппов Д.

 

Уроки краеведения

   В череде юбилеев этого года (от 200-летия А.С.Пушкина до 50-летия Евгения Каширина) рискует остаться незамеченным еще один: 15 августа исполнилось 70 лет рязанскому краеведу Валерию Даниловичу Дудкину.

Имя это вряд ли знакомо большинству читателей - Валерий Данилович не из тех людей, что у всех на виду. Он не облечен научной степенью, не ведет телепередач, не издает книг. У него и газетных то публикаций считанное количество. Он рабочий-металлург, до выхода на пенсию не один год проработавший в "горячем" цеху. Он начисто лишен честолюбивых притязаний. Но место, которое Валерий Данилович занимает в рязанской краеведческой среде - совершенно особое. Жил в XV веке во Флоренции человек по имени Никколо Никколи почти не имевший литературного наследия. Однако, во многом, благодаря ему Флоренция сделалась столицей итальянского Возрождения. Он прививал современникам любовь к словесности, вкус к античной культуре, тратил все состояние на книги и предметы искусства, завещал 800 ценнейших рукописей на создание общедоступной библиотеки. Он стал одним из родоначальников итальянского гуманизма - благодаря тому впечатлению, которое его жизнь и его личность производили на современников.

Пример из эпохи кватроченто понадобился, чтобы напомнить: и в утилитарные времена, вроде теперешнего, среди нас живут люди, общественная ценность которых определяется не местом в социальной иерархии, а обаянием и богатством их личности. Валерий Данилович, без сомнения, один из самых интеллигентных людей, которых доводилось встречать автору этих строк. Он не любит щеголять своими познаниями, разноплановость и глубина которых открываются лишь по мере востребованности. Зато уж потом остается только поражаться, как мало в этом человеке от его возраста - и в облике, и в интеллекте. Заряд восприимчивости и любопытства к жизни, вероятно, никогда в нем не иссякнет. Кажется, нет темы, где вы не встретите в Дудкине интересного собеседника - от теоремы Геделя до марок огнестрельного оружия начала века. Но для нас важно, что немалая часть памяти - и души - Валерия Даниловича заполнены Рязанью. Вот вы идете с ним, беседуя, по городу. И город, такой привычный, предстает перед вами заново, ибо нет, кажется, дома, который не значил бы что-то для Валерия Даниловича, не влек бы за собой цепочки сложно переплетенных исторических ассоциаций. У города есть память, догадываетесь вы, и Валерий Данилович - ее хранитель.

Быть "человеком запоминающим" довольно почетно, но не скучновато ли? Пожалуй. Но память для Дудкина лишь вспомогательный инструмент, это "библиотека, которая всегда с тобой" - настоящей библиотеки, к слову, у него и нет (Даже комплект энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, когда-то спасенный им от сожжения, Дудкин с легким сердцем подарил своему младшему товарищу Е.Каширину). Валерий Данилович, по преимуществу, "человек размышляющий", он в постоянном интеллектуальном и духовном поиске. Потому он и краевед - независимо от того, считает ли себя таковым. Просто окружающее требует постижения и оценки, а возможно ли это без погружения в историческую толщу? От профессиональной методики исторического исследования он, и правда, далек, а с графоманией, выдаваемой за краеведение, не желает иметь ничего общего - вот и не пишет ничего сам. Ригорист, не терпящий фальши, строгий (и всегда точный) оценщик чужих достоинств, к себе он строг вдвойне, отводя себе лишь роль дилетанта. Но если не он в Рязани краевед, то кто?

Ведь можно, и не принимая менторских поз, оказаться Учителем. Можно лишь силой собственного нравственного примера преподнести уроки, важные для профессионального и человеческого становления. Автор считает себя учеником Валерия Даниловича: встреча с ним пятнадцать лет назад, приобщила меня к краеведческой работе и, как теперь ясно, изменила мою судьбу. Вот заповеди, которые я вынес из всего опыта общения с ним.

Историческая наука - занятие для культурных людей. Отсутствие у историка подлинной культуры обязательно отзовется профанацией.

Занятия историей испытывают тебя. Велик соблазн превратить их в способ самоутверждения или авторского самолюбования на фоне людей и событий прошлого. Историческая наука - занятие для нравственных людей. Занятия историей и политика несовместимы. Историк стремится познать жизнь во всей ее сложности, а политик оперирует упрощениями.

Научное честолюбие должно выражаться в стремлении к максимальной добросовестности исследования, а не в стремлении во что бы то ни стало увидеть его напечатанным. Твои труды могут и не иметь материального результата, но они, в любом случае, созидают тебя, как личность.

Валерий Данилович! Мы поздравляем Вас с юбилеем (не отмахивайтесь с досадой), а себя - с тем что Вы живете рядом с нами, мудрец и насмешник, собеседник А.Ф.Лосева и Г.К.Вагнера, свидетель эпохи, добрый человек из Рязани.
Живите долго.

Александр Никитин.