Рязанские ведомости.1999. 30 июля. . 160-161. С. 4. Рязанский архив на пороге нового тысячелетия Рязанский архив. Летопись событий. Кабинет чтения. Касимовский художник С.И.Грибков. Поджоги. |
Кабинет чтения Частные и первые публичные библиотеки в России появились в 30-40-е годы XIX в. Открытие в Рязани первой публичной библиотеки состоялось только в 1858 г. Тем примечательней факт создания в 1820 году в I-й мужской гимназии кабинета чтения, благодаря которому жители города впервые получили возможность пользоваться фондом гимназической библиотеки. Мысль организовать при гимназии "собрание чтений лучших произведений российской словесности" родилась у учителя И.А.Гаретовского. Иван Алексеевич Гаретовский (ок. 1781 - 1860) происходил из духовного звания. Свою преподавательскую карьеру начал в Рязанской духовной семинарии (1803), откуда перешел в уездное училище (1806), а позже - в I-ю мужскую гимназию. В гимназии преподавал латинский язык (1810-1814), российскую словесность (1814-1831), закон Божий (1820-1827). Помимо этого был библиотекарем (1820-1829) и хранителем депо учебных книг (1818-1827). В Рязани Гаретовский дослужился до чина надворного советника, был награжден орденом св. Анны 3-й степени, получил массу благодарностей от начальства. В 1832 г. он был переведен на пост директора Могилевской гимназии. С подачи Гаретовского проектом учреждения кабинета чтения заинтересовался директор гимназии И.М.Татаринов, который полностью одобрил его. 6 октября 1820 г. произошло открытие кабинета чтения. На нем были оглашены правила работы кабинета, Гаретовский произнес торжественную речь, учениками и учителями был прочитан ряд поэтических и прозаических произведений. На открытии кабинета присутствовал директор, учителя и ученики гимназии. Согласно правилам распорядителем собрания любителей чтения был учитель словесности. Непременными посетителями заседаний были ученики 4-го класса. Помимо них кабинет могли посещать ученики более младших классов и благородного пансиона, "отличные по способностям и успехам". В заседаниях имели право участвовать учителя гимназии и любые посторонние лица, получавшие наименование почетных посетителей. Для чтения предлагались классические русские авторы, образцовые переводы древних и новых авторов, собственные сочинения и переводы любых участников заседаний, критические разборы русских авторов и собственных сочинений. Заседания проходили 4 раза в месяц по средам в комнате гимназической библиотеки. Участники собраний имели право пользоваться всеми книгами и учебными пособиями, находящимися в гимназии, как в библиотечной комнате, так и взяв их на дом под расписку. В своей речи Гаретовский среди задач кабинета назвал очищение вкуса юношей и получение знаний. Гаретовский сам должен был руководить выбором произведений для чтения и искусством произношения. Он считал, что "чтение первоклассных писателей - самое надежное средство образовать вкус и талант писать хорошо". Вскоре после первого заседания правила кабинета чтения и речь Гаретовского были опубликованы в журнале "Вестник Европы", редактор которого - профессор Московского университета М.Т.Каченовский - сопроводил их замечанием "учреждение, достойное послужить примером для прочих гимназий". Кабинет заседал стабильно и уже на пятое заседание 3 ноября 1820 г. пришли многие знатные рязанцы, в том числе генерал-губернатор А.Д.Балашов. Заседание ему сильно понравилось и он обещал посещать кабинет как можно чаще. Несмотря на громкое начало, директор гимназии не спешил уведомлять начальство о создании кабинета чтения. Лишь по прошествии нескольких заседаний Татаринов сообщил о нем попечителю округа и в училищный комитет Московского университета. Директорская инициатива была одобрена, а Гаретовский получил от училищного комитета благодарность за открытие кабинета. После этого правила кабинета были разосланы для примера в уездные и приходские училища Рязанской губернии.
Сохранившиеся документы позволяют утверждать, что заседания кабинета чтения продолжались до июня 1830 г. После этой даты пропадают любые упоминания о кабинете. Несмотря на короткий срок функционирования кабинета, он стал своеобразным оазисом просвещения в провинциальном городе, а расширение функций гимназической библиотеки позволило сделать доступным ее фонды не только для учащихся, но и для остальных рязанцев.
|