[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 30 апреля. . 92-93. С. 4.

"Революционная" Пасха в селе Инякино.
Празднование Пасхи в Инякино в 1906 г.

                       Мираков М.

Краеведческий музей. Страницы былого.
История создания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

                       Толстов В.

"Юрист в истории" А.Д.Повалишин.
Биография историка и общественного деятеля А.Д.Повалишина (1844-1899).

                       Толстов В.

В честь А.С.Пушкина.
Создание в Рязани Пушкинского бульвара и Пушкинского училища.

                       Трибунский П.

 

Краеведческий музей. Страницы былого

   15 июня 1884 года в Рязани был основан "историко-археологический" музей. Основателем его была местная губернская ученая архивная комиссия, начавшая с этого дня свою деятельность. Первым экспонатом музея стала икона XVI в. с изображением святых Флора и Лавра, переданная тогда же зарайским любителем древностей А.А.Мариным. С этих пор деятели РУАК стали считать Флора и Лавра святыми покровителями своего музея. С каждым годом фонды музея росли, и небольшая комната в здании губернских присутственных мест, служившая помещением для музея, архива и заседаний РУАК, обнаруживала свою тесноту. Наконец, под исторический архив была приспособлена отдельная большая комната на 1-м этаже того же здания. Это дало возможность переоборудовать прежнюю комнату, полностью отведя ее для музейных коллекций. И 16 декабря 1890 года музей распахнул свои двери для всех желающих. Это стало крупным событием культурной жизни города.

В 1890 году музей включал в себя лишь 2 отдела - археологический и кустарно-промышленный. К 1918 году музей, занимавший 3 комнаты, состоял уже из 8 отделов. В первой комнате (передней) располагался палеонтологический отдел. Здесь экспонировались остатки мамонта (один из бивней весил 50,4 кг и составлял 2 м в длину), шерстистого носорога, тура, зубра, северного оленя, лося. Наиболее древним из останков был череп палеотерия - животного нижнего периода кайнозойской эры. Во второй комнате, большой, располагались археологический, исторический, кустарно-этнографический, художественный отделы и отдел именных витрин. Здесь имелись предметы быта дославянского и раннего славянского населения края, каменные изразцы и предметы культа из Старой Рязани, клады древних скифов, ольвийские и древнегреческие вазы и украшения, остатки холщовых одеяний египетских мумий, маньчжурские, японские и монгольские каменные и металлические изваяния, шаманский пояс. Рядом была представлена атрибутика масонов, шашка грузинского царя, ханский ковер из Бахчисарая, трон касимовского наместника. Имелось множество прижизненных портретов русских императоров, оттиск кисти руки Петра I и кубок, подаренный им своему денщику, посмертная маска Николая I, ларчик с драгоценностями, подаренный А.А.Аракчеевым своей любовнице, фаянсовая коронационная миска Николая II, хрустальная посуда с вензелями Екатерины II и графа Орлова и многое другое. Именные витрины Я.П.Полонского, И.П.Пожалостина, Н.Д.Хвощинской состояли из личных вещей и материалов творчества выдающихся земляков. В третей, небольшой, комнате располагались церковный и нумизматический отделы.

"Если для нас музей что-нибудь значит, как одно из высших проявлений нашей духовной культуры, то имя Алексея Васильевича Селиванова должно быть хорошо знакомо нам и нашим детям", - отмечалось на одном из краеведческих форумов середины 1920-х гг. Еще до учреждения ученой архивной комиссии в газете "Неделя" за 1877 год А.В. Селивановым (1851-1915) была высказана мысль о необходимости создания в Рязани музея. Именно Селиванов в первые 9 лет работы музея был главным радетелем формирования его коллекций. Особенно значителен его вклад в создании коллекций по археологии средневековья. Ценителям музейной старины не менее хорошо должны быть знакомы имена А.И.Черепнина (1841-1905), взявшего под опеку нумизматический отдел, В.А.Городцова (1860-1945), обогатившего фонды коллекциями по археологии каменного века, В.Н.Крейтона (1871-?), покровительствовавшего палеонтологическому отделу, С.Д.Яхонтова (1853-1942) и Н.Г.Первухина (1874-1954), радевших за пополнение отдела церковных древностей.

Важной вехой в истории музея стало решение РУАК от 18 ноября 1893 года. Тогда впервые учреждались экскурсоводы по музею. Первыми экскурсоводами стали А.И.Черепнин, И.И.Проходцов, В.С.Праотцев. Особенно памятны в истории музея лекции А.И.Черепнина. "Кто слушал эти объяснения-лекции, - вспоминали его коллеги, - наверное не забудут о них. Коллекции под любовными словами Черепнина оживали, переставали быть только совокупностью гармонично расположенных предметов, претворялись как бы в отдельные параграфы интересной книги".

Летом 1902 года музей принимал высокого гостя - великого князя Константина Константиновича. Будучи пленен богатством коллекций и мастерством рассказчика, великий князь горячо поддержал обращенное к нему предложение губернатора Н.С.Брянчанинова взять РУАК под августейшее покровительство. 16 января 1903 г. Николай II утвердил Константина Константиновича высочайшим покровителем РУАК. А 29 июня 1914 года высочайшим покровителем комиссии стал сам император. В жизни музея важную роль играло межмузейное сотрудничество. Прочные контакты установили рязанцы с Историческим и Неврологическим музеями в Москве. Директор первого, известный историк И.Е. Забелин, не раз оказывал услуги рязанскому музею в определении ценности тех или иных экспонатов. Директор второго, профессор Московского университета А.Я.Кожевников, в 1892 и 1893 гг. участвовал совместно с рязанскими музейщиками в раскопках Борковского могильника, а затем составил для музея коллекцию ископаемых черепов по возрастам. О своем желании поработать с коллекцией рязанского музея заявлял и видный шведский археолог Т.Арне.

Музейные работники заботились о нравственном воспитании рязанской молодежи. С.Д.Яхонтов и Д.Д.Солодовников, совмещавшие работу в комиссии с преподавательской деятельностью, не раз проводили в музее уроки по краеведению с целыми классами. С установлением Советской власти музей был национализирован. РУАК была против такого исхода дела, но все ее усилия по сохранению музея за собой оказались тщетными. 23 ноября 1918 года коллекции были экспроприированы, музей закрылся, а комиссия прекратила свою деятельность. 30 ноября того же года распоряжением губернского отдела народного образования было положено начало обновленному музею, который стал теперь именоваться "историко-художественным".Первым директором его стал Н.В.Говоров. Благодаря оперативным усилиям хранителя его фондов С.Д.Яхонтова уже 1 января 1919 г. он был открыт для посетителей. Музей разместился в помещении губоно и занял 14 комнат. Основу его составил музей РУАК, к которому в декабре 1918 г. прибавились коллекции Антонова, Говорова и Ребровской (Рязань), Барятинской (с.Песочня), Нечаева (с.Мальцево), Минского церковно-археологического музея (эвакуированного в Рязань в годы Первой мировой войны), в марте 1919 г. - семьи Дубовицких и т.д.

Свое нынешнее месторасположение музей получил после решения губисполкома от 9 октября 1922 года, когда музею был передан т.н. "Дворец Олега". Вскоре к музею отошли и другие постройки бывшей архиерейской усадьбы. Был разбит ботанический сад. Годами расцвета музея были 1923-1928 гг., когда директором его состоял С.Д.Яхонтов. Бережно хранилась память и о зачинателях музейного дела в крае - А.В. Селиванове, В.А.Городцове, А.Д.Повалишине, Н.С.Волконскому - материалы о жизни которых экспонировались в историко-мемориальном отделе музея.

Разгром краеведения в стране в 1929-1930 гг. пагубно отразился и на рязанском музее. В 1929 г. постановлением наркомата просвещения РСФСР он был реорганизован в Средне-Окский музей. Из экспозиции выхолащивалось все, что отражало местные особенности рязанской истории, в угоду плакатно-пропагандистским материалам. В 1937 г., в связи с образованием Рязанской области он получил название "Рязанский областной краеведческий музей". В следующем году из него выделилась художественная галерея, образовав самостоятельный Рязанский областной художественной музей. А в 1968 году на базе Рязанского Кремля, ансамбля Солотчинского монастыря и областного краеведческого музея был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В канун 115-летнего юбилея музея важно почувствовать преемственную связь с поколениями музейных деятелей прошлого и помнить о призвании музея как хранителя духовного здоровья общества.

Виталий Толстов.